Бюро графического дизайна «Скона»

вернуться на главную

написать письмо

паспорт сайта

Честные новости — как отличать правду от лжи

Надеюсь, ни для кого не секрет, что в подавляющем большинстве случаев, реклама — либо приукрашивание достоинств, либо замалчивание недостатков продукта (услуги). Либо то и другое вместе. А по сути — реклама — это ложная информация о продукте или услуге. Должен констатировать, что в плане загаживания мозгов лживой информацией, реклама — детский лепет, по сравнению с официальными новостями и пропагандой.

Джордж Сорос, заявил следующее в вышедшем, 23 января 2012 года, интервью в Newsweek:

«...Во времена подобные нынешним, выживание становится наиболее важным вопросом», — сказал Сорос, пояснив, что мир наблюдает наиболее опасный период в своей современной истории — «период зла». Европа борется с впаданием в хаос и конфликты, а в США Сорос предрекает уличные бунты, которые потом приведут к диктатуре. «Я здесь не для того, чтобы вас успокаивать. Ситуация самая серьезная и сложная, какую я видел когда-либо в карьере. Мы имеет экстремально сложное время, схожее во многом с 1930-ми. Сокращения по всем развитым странам ведут к стагнации на десятилетие, а то и больше. В наилучшем случае мы получим дефляционное окружение. А в худшем — коллапс финансовой системы... Коллапс СССР был экстраординарным событием, и сейчас мы видим нечто похожее, но не полностью пока понимаем, что происходит.»

И месяцем ранее:

«Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings ожидает роста мировой экономики (на основании рыночных обменных курсов) на уровне 2,4% в 2012 году и 3,0% в 2013 году... сохранение слабого роста на уровне 1,2% в 2012 году, после чего последует умеренное ускорение — до 1,9% в 2013 году... Восстановление экономики США, по мнению Fitch, останется сдержанным в краткосрочной перспективе с более сильными ожиданиями роста со второй половины 2012 году...»

Не правда ли забавно. «Гуру» от финансов и одно из ведущих рейтинговых агентств, которое, как никто другой разбирается в финансах, озвучивают два, абсолютно разных, взаимоисключающих мнения, относительно дальнейшего развития мировой экономики и не только... Кто из них врёт, а кто говорит правду? Или какая часть из написанного правда, а что ложь?..

А на самом деле суть заключается в том, что львиная доля новостного потока... не являются новостями, как таковыми. Условно, весь новостной поток можно разбить на четыре основных типа:

Дезинформация
Наиболее значительная часть новостного потока. Этот тип информации призван не доносить реальную информацию о происходящем, а наоборот — скрывать или искажать реальное положение дел или реальную суть вещей, с помощью введения в заблуждение, манипулирования или создания определённого мнения относительно того или иного события.

Классический пример дезинформации — история с японской корпорацией «Олимпус», когда в ноябре 2001 года президент корпорации Суити Такаяма рассказал о том, что в течение двадцати лет Olympus скрывала данные об убытках в размере $1,7 миллиарда долларов от неэффективных финансовых операций с целью повышения стоимости акций.

Завуалированная информация
Информация, которая, по сути, несёт скрытый, отличный от очевидного, смысл. Как правило, такая информация рассчитана на конкретную прослойку людей. Условно, это информация для тех, кто «в теме». Тот поймёт о чём реально идёт речь, а остальным оно и не нужно. Либо же, в совсем редких случаях, такая информация может быть адресована совсем узкой группе людей или даже одному человеку. Это примерно как с помощью радиостанции с миллионной аудиторией, поздравить друга Петю с днём рождения.

В качестве примера завуалированной информации можно привести новость об объединении активов Ротшильдов и Рокфеллеров. Реальный смысл, а главное — посыл этой новости об объединении активов двух мощнейших мировых финансовых кланов, можно понять только будучи глубоко «в теме». Для всех остальных, это без приуменьшения знаковое и неоднозначное событие, выглядит как союз для «совместного противодействия новому витку мирового кризиса».

«Мусорная» информация
Это такой тип информации, в которой отсутствует какая-либо полезная составляющая, и её единственное назначение заключается лишь в том, что бы тупо «забить канал» — то бишь, просто не дать пройти до сознания человека, действительно важной и нужной информации.

Здесь нет смысла приводить примеры, так как с «мусорной» новостной информацией, любой человек сталкивается каждый день. Достаточно посмотреть новостной блок на ТВ или ленту новостей на любом новостном сайте — минимум четверть новостей будет абсолютно малоинформативной и абсолютно бесполезной информацией.

«Реальная» информация
Собственно, реальная, не искаженная и действительно важная информация без «мусора», которая позволяет реально ориентироваться в происходящих событиях.

Конечно же любая новость или информационный повод может быть как и на 100% одним из выше озвученных типов информации, так и смесью этих четырёх типов, притом в любом процентном соотношении.

— Если всё вокруг врут, то где черпать информацию, как отличать вбросы дезинформации, отсеивать мусор и, в принципе, ориентироваться в этом бесконечном новостном потоке? — спросите вы. Вопрос, на самом деле, очень сложный и не имеющий однозначного ответа, но, существует несколько не хитрых правил, использование которых поможет вам научится отделять «зёрна от плевел».

Для начала, нужно усвоить две простые истины, без чёткого осознания которых, в принципе, не возможно адекватно ориентироваться в новостном потоке:

Во-первых, должно появится чёткое понимание того, что новости — это не инструмент информирования общества о происходящих событиях, но инструмент влияния на общественное мнение относительно тех или иных событий. Естественно, задаваться вопросом «кому выгодно?», при прочтении новости о рождении жирафа в Пекинском зоопарке, довольно бессмысленно, но тот же вопрос при чтении новостей о «победном шествии» «арабской весны» по странам Ближнего Востока, заставляет несколько по-другому воспринимать данную информацию.

Во-вторых, при получении любой новостной информации нужно стараться максимально абстрагироваться от личных симпатий, привязанности или эмоций, а воспринимать информацию в чистом виде — такой какова она есть. Это здорово что вы болеете за «Динамо», переживаете за Тимошенко и «доверяете вот этому журналисту». Но контроль личных предубеждений поможет вам понять, почему именно «Шахтер» выиграл Кубок Украины, что Тимошенко сама виновата в том что сидит и что журналист, которому вы доверяете, по данному, конкретному вопросу, абсолютно не объективен или заангажирован.

Несколько практических советов, как фильтровать новостной поток:

1. Старайтесь выбирать адекватные источники информации
Которые подают новость без коррекций и собственных интерпретаций. Как минимум, смотреть на заголовки, фото (видеоряд) и стиль изложения. Если заголовок кричащий, «сенсационный» или малоинформативный — уже есть большая вероятность, что данный источник манипулирует информацией. Если фотография или видеоряд, подобранные для иллюстрации новости, подобраны «от фонаря» или, что ещё хуже, подобраны именно так, что бы «возбудить» определённый контингент общества — информацией манипулируют. Если стиль изложения — не предоставление сухой, неангажированность информации, а эмоциональный, красочный ряд — информацией манипулируют.

Как пример, шикарная новость о том, как Путин грозился повесить Саакашвили за «яйца». Ну, как бы уже по внешнему виду сайта, «сенсационному» заголовку, оригинальной фотоиллюстрации и подаче самой новости, у любого нормального человека, должно возникнуть сомнение об адекватности данной новости. Тем не менее, гуглим по данной теме и находим эту же новость в более адекватных источниках (естественно, с более нейтральной подачей) и, собственно, находим сам «первоисточник» на русском. Не трудно заметить, что в «Иннопресе», информация подаётся как бы от третьего лица. По-видимому в издании работают вменяемые люди, которые понимают что лучше перестраховаться и подавать такой материал немного отстранёно (как бы мы тут не причём, если что). Но нас интересует, конечно же оригинал, (как бы) опубликованный в французском журнале Le nouvel Observateur. Естественно, статья на данную тему отсутствует (кто бы сомневался). Во всяком случае я не смог её найти ни в электронном ни, тем более, в печатной версии журнала. Как будто её и не было. И что примечательно — первоисточника, как такового, нет, за базар информацию никто не отвечает, зато все знают что Путин грозился повесить Саакашвили за «яйца». :)

2. Старайтесь находить первоисточники и альтернативные источники информации
Казалось бы вполне нейтральная новость на «Корреспонденте». Но обратите внимание на заголовок. Часть «мудрое правление» взята в кавычки, что автоматически меняет смысл (посыл) самой новости. Источник новости — «Интерфакс». Заходим на сайт «Интерфакса», ищем данную новость и видим, что заголовок взят из предыдущей новости и что в первоисточнике, заголовок несколько иной, и никаких кавычек нет. Прочитав новость на Корреспонденте вы получили информацию с лёгкой манипуляцией вашим мнением (о Путине). Прочитав новость на Интерфаксе, мы получили информацию из первоисточника, в том виде, в котором она возникла. Естественно, первоисточник тоже может манипулировать информацией, но в случае обращения к первоисточнику вы избавляете себя от манипулирования информацией вторичных источников.

3. Старайтесь расширить свой кругозор по интересующему вас вопросу
Человека тем сложнее обмануть, чем больше он знает о теме, которая обсуждается. Например, что вы ответите, если человек скажет вам, что: «После Второй Мировой на месте павшей Германии образовалось два государства: ФРГ под защитой США, и ГДР — под полным контролем СССР. Чтобы оценить как развивались экономики этих государств, достаточно вспомнить какие машины выпускались в ФРГ: Мерседесы, БМВ, Опели, Ауди, Мэны. Ту машину которая выпускалась в ГДР, не то что название вспомнить и произнести тяжело, её трудно было и тогда называть машиной.»? Вроде как и возразить нечего. Но. Если хотя бы немного быть «в теме», то возразить можно очень много чего.

4. Обращайте внимание на интенсивность новостного потока
Искусственные новости или информационные атаки ставят перед собой цель максимальной отдачи от них, соответственно уровень «шума» вокруг таких новостей — очень высокий. Если отслеживать этот параметр, то становится вполне очевидно, что, например, истерия вокруг персоны Тимошенко поддерживается искусственно, а наезд на патриарха и Русскую Православную Церковь — целенаправленная и умело осуществляемая информационная атака.

5. Всегда задавайте вопрос «кому выгодно?»
Всегда есть выгодополучатель. Даже в случае новости про рождение жирафа в Пекинском зоопарке, по большому счёту, есть выгодополучатель (возможно, директор зоопарка не может спать ночами, мечтая увидеть себя, дающего интервью журналистам, по телевизору). В некоторых случаях эти связи не явные и понять «кому выгодно» — очень проблематично, а зачастую — просто не реально. В некоторых случаях уши заказчика торчат прямо посреди информации. Но в любом случае — выгодополучатель есть.

И ещё несколько слов о физических каналах поступления информации

Если есть возможность, желательно перестать смотреть новости по телевизору, слушать новости по радио и читать бумажные газеты. У этих источников есть один глобальный недостаток — они безальтернативны. При получении информации по этим каналам у вас полностью отсутствует выбор какую информацию получать, а какую нет. Чем активно и пользуются «не хорошие люди». Как результат, новости на ТВ и радио, и бумажные газеты — имеют мало общего с донесением реальной информации, но являются мощным инструментом влияния и, соответственно, формирования общественного мнения. Что бы в этом убедится, достаточно посмотреть новостной блок на любом центральном Украинском канале, где, в лучших традициях пропаганды рассказывается о том, как хорошо живётся у нас в стране. Или, например, открыть газету «Вечирній Київ» и ради чистого любопытства посчитать количество упоминаний о главе Киевской государственной городской администрации, Александре Попове.

Наиболее оптимальным каналом получения новостной информации, на данный момент, является интернет. Но здесь тоже желательно, с одной стороны, уметь «фильтровать» источники, дабы не черпать информацию с откровенно «жёлтых» сайтов, а с другой стороны, нужно диверсифицировать эти самые источники, что бы получать альтернативные мнения и взгляды. Условно говоря, исключите из своего новостного «избранного», совсем левые, непонятные сайты и обязательно включите туда несколько сайтов, которые подают эти же новости и события в несколько ином, альтернативном ключе.

Ну и на последок, практический пример «фильтрации» информации

Это — главная страница одного из ведущих новостных сайтов Украины — korrespondent.net (на 15:00, 24 июня). Вроде как всё довольно прилично и солидно. Но если «отфильтровать» информацию (наведите курсор на скриншот), то мы увидим совсем другую картинку.

Автор: Николай Колесник