Бюро графического дизайна «Скона»

вернуться на главную

написать письмо

паспорт сайта

Новый логотип Киева — прошу, не нужно!

В своё время, в статье, посвящённой брендингу стран (в которой рассматривались причины брендирования государств и разбирались примеры такой «не официальной» символики), в конце шла карта мира со всеми, найденными мной, логотипами и знаками стран, а в качестве резюме я написал следующее:

«Радует то, что на этой карте отсутствуют бренды России и Украины. Почему радует? Да потому, что, боюсь, если наши власти всё таки решат создать национальные бренды, то, в результате непрофессионализма, закостенелости и попиллинга, получится такая же не выразительная и скучная символика, как у Sochi 2014, или вроде бы и красивая, но не очень позитивная для Украины, символика, как у Euro 2012.»

Статья писалась задолго до того, как «народными умельцами» был разработан «бренд» Украины, а КМДА объявила конкурс на, цитирую: «кращий логотип і стиль Києва».

О, так называемом, «бренде» Украины даже и говорить не хочу. Чего только стоят логотип и Спрытко с Гарнюней. Но когда в КМДА «замутили» конкурс с символикой Киева, мне стало ясно — пропал калабуховский дом. То, что ничего хорошего из этого не получится, было понятно уже из анонса конкурса.

Во-первых, для первого этапа было выделено аж целый месяц! Нет, ну понятно, что гениальные идеи приходят в голову одномоментно. Но даже гениям нужно время воплотить идею в визуальный образ. Ну и если ещё учесть, что обычно гении не сидят без дела, то месяц на конкурсную работу (когда в предновогодней запарке не знаешь за что хвататься) — это смехотворные сроки. Разработать символику города, столицы государства с полуторатысячелетней историей, за месяц — нереально. Особенно, когда никто в КМДА даже не удосужился донести информацию до нужной ЦА — дизайнеров и рекламных агентств, и многие коллеги узнали о конкурсе, когда он уже давно шёл.

Во-вторых, меня смутил формат мероприятия. Как правило, открытые конкурсы ничем хорошим не заканчиваются.

И в третьих, смутили условия конкурса. Было сказано, что на первом этапе работы будет отбирать профессиональное жюри, но не было озвучено ни одной фамилии. А личные предпочтения, что ни говорите, ещё как влияют на выбор (об этом чуть ниже). И самое страшное — было озвучено, что на втором этапе выбор победителя будет делаться открытым голосованием всех желающих. То, что такие голосования, как правило, не позволяют выбрать действительно самый лучший вариант (разнонаправленность вкусов приводит к выбору нейтральной, «среднестатистического» варианта)— известно давно и всем. Конечно, кроме пузатых дядек в КМДА. Хотя, я думаю, здесь сработало банальное желание приобщить пипл к важному делу (вот какие мы хорошие — прислушиваемся ко мнению народа) и попытка уйти от ответственности (вы ж сами выбирали — какие теперь претензии).

В общем, всё было ясно с самого начала, а результат не заставил себя ждать. Из ста тридцати работ, жюри отобрало десять, которые (по мнению самого жюри), тоже «не фонтан», но лучше других. Почему-то на ум приходит отрывок из мультфильма «Кот в сапогах»:
— Возьмите лучших из лучших!
— Лучшие из лучших зализывают раны...
— Возьмите лучших из худших!

Вот эта десятка «лучших из худших»:

Варианты символики. Лучшие из худших

Как говорила моя бабуля — обнять и плакать. Некоторые из десятки вообще за гранью добра и зла. Некоторые — ещё куда ни шло. Но не один из вариантов даже близко не тянет на то, что бы стать символом Киева. Не один из них не достоин быть символом Киева, просто потому, что не один из них не дотягивает до уровня самого города. Это как на Ягуар прилепить радиаторную решётку от Жигулей, или к сумке Биркин пришить шильдик из мешковины. Такая символика будет работать в минус, а не в плюс (что бы не быть голословным, чуть ниже я прошёлся детально по каждому варианту).

Я, как Киевлянин, который безумно любит свой город, не хочу, что бы эти штуки ассоциировались с моим городом. Поэтому ответственно и категорически заявляю:

Я за Киев, без логотипа!

Далее, как и обещал, разбор каждого логотипа из этой десятки.

1 & 2. «Кораблики»

Я, честно говоря, даже боюсь себе представить какие остальные сто двадцать работ, если даже вот это гавно попало в шорт-лист. Обсуждать эти два варианта нет смысла, так как абсолютно всё плохо: безыдейно, не красиво, не интересно, не профессионально... противно.

Кораблики

Зато я точно знаю кому из жюри, за протаскивание их в шорт, нужно сказать спасибо. Цитата: «Мы бы посоветовали авторам-художникам использовать в своих работах визитку Киева — памятник Василия Бородая основателям Киева Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди. Потому что с точки зрения композиции эта скульптура непревзойденная, невозможно найти лучше».

В общем-то, к Николаю Кочубею, главе чего-то там и ещё художнику, — претензий нет. Человек, в силу своих фобий и не понимания что такое бренд, зачем он нужен и каким он должен быть, выбирает на уровне своего вкуса и ощущений. Но куда смотрели чиновники из КМДА, когда брали в жюри человека, который ничерта не смыслит в брендинге?

3. «Джунгли»

В этом варианте особенно впечатляет глубина проработки. Как идеологического наполнения, так и деталей. Нет, я серьёзно. Посмотрите сами: волнистые линии в логотипе явно передают «рельеф местности» где, расположен Киев. Синий — вода. Зелёный — растительность. Светлая и тёмная полосы зелёного, призваны показать все разнообразие и богатство растительного мира. Грязно-оранжевый (по-видимому имитация золота) — золотые купола церквей. Что означает белая полоса между синим и зелёным — осталось загадкой (подозреваю, что это набережная).

Джунгли

В знаке (если это он), конечно же дерево. Каштан, естественно. Киев это ведь город каштанов. На каштане семь листов и число их явно не случайно. Как впрочем и цвет. Число листов, наверное, символизирует число районов Киева (их, правда, восемь — один, по видимому, не влез). А цвет — ну смена времён года, что б случайно с Африкой не перепутали. Ну и всё это великолепие завершают две загогулины, своими цветами чётко идентифицирующие Киев, как город, который находится в Украине (а не в Африке).

Правда визуально, данный вариант, — полная хрень.

4. «Газон засеян»

Взять готовый шрифт и написать «Киів. Відкрий мисто». Покрасить это в зелёненький и синенький. Взять из клипарта цветочков и как бы выложить из них ключик. Вот рецепт хорошей символики города. Да, обязательно оставить на картинке серые пятна (типа, земля) что б было сразу понятно, что всё такое свеженькое и натуральненькое.

Газон засеян

Готов выставить бутылку коньяка, если автор данного варианта не девочка.

5. «Супер-пупер мегаполис»

Автор данного творения зрит на тысячу лет вперёд. В этом будущем Киев разрастётся до таких размеров, когда Москва станет одним из спальных районов (как сейчас Троещина или Теремки) и тогда, купола собора Василия Блаженного, в знаке Киева, будут абсолютно к месту.

Супер-пупер мегаполис

Ну и как в случае с газоном, автор также оставил грязный фон, дабы показать всю «свежесть» и «натуральность» символики.

6. «Львовчик»

Прикольная картинюшечка. Логотип Львова, адаптированный для Киева, в исполнении ребёнка.

Львовчик

7. «Много, но дурного»

Все начинающие дизайнеры руководствуются принципом — работа должна быть видна. Поэтому, основная задача заключается в том, что бы налепить побольше «рюшечек», элементиков и «загогулинок», дабы заказчик, не дай бог, не подумал, что дизайнер вообще не напрягался, а теперь пытается ему впарить одну закарлючку за бешенные деньги.

Много, но дурного

При этом, в таких вариантах работает принцип: «чем больше, тем лучше». Чем больше элементов, тем сложнее сфокусировать взгляд на чём-то одном и за счёт этого размывается восприятие общей «корявости» работы.

P.S. Я стебусь не потому что нечего сказать по делу. Просто дела, как такового нет. Глупо на полном серьёзе обсуждать эти все как бы варианты, а по сути — детские каляки-маляки.

8. «Красная ленточка»

Первая, среди финалистов, более-менее серьёзная работа. Видна работа над типографикой (хотя «ї» режет глаз прям до боли). Видны попытки сделать знак в виде стилизованного листа каштана (хотя, мне это больше ассоциируется с ленточками Вич/СПИД, закрученными в цветочек). Но тем не менее — работа сделана на вполне вменяемом уровне. Смотреть не страшно.

Красная ленточка

Основная проблема, этой работы — безыдейность и банальность. Нет фишки, нет акцента, нет эмоций, нет посыла... Просто визуализация главного стереотипа Киева. А без интересной идеи, посыла, эмоций — символика (пусть даже и нарисованная на хорошем уровне) абсолютно бесполезна.

9. «Детский сад»

Хорошая работа. Собственно, тяжело было ожидать от «Карандаша» плохую работу. Всё выверенно, продумано, прилизанно и визуально приятственно. Все плюсы данного варианта детально расписаны на сайте проекта. Только не указан один глобальный недостаток — это не логотип Киева. Ни разу.

Детский сад

Это логотип частного... детского сада. Киевской школы искуств для детей и юношества. Сети детских школ, типа Helen Doron. Ну не тянет он на символику города, которому полторы тысячи лет, столицы государства, административного и финансового центра страны.

10. «Никакая продуманность»

Ещё одна хорошая работа. Опять же, люди, которые работали над этим вариантом, в силу своего профессианализма, физически не смогли бы выдать плохой результат. Здесь также как и у предыдущего варианта — всё аргументированно и подробно расписано (но, мы то знаем, что при желании, заумную концепцию можно подвести под что угодно).

Основной недостаток данной работы — её добротная посредственность. Обычно такие работы называют «проходняк» — ничего особенного, но и придраться не к чему.

Никакая продуманность

Со всех десяти вариантов, вышедших в шорт, этот вариант наиболее адекватный. И если выбирать «наименьшее зло», то однозначно именно этот вариант. Но в таком случае у Киева будет хотя и добротная, но малоинтересная символика.

Дополнение
В обсуждении статьи «В контакте», возникло некоторое непонимание что же такое логотип города и какими бывают хорошие логотипы городов. Исправляю это упущение. Ниже преведены примеры действительно классной символики из этой области.

Нью Йорк

Классика жанра. Логотип Нью Йорка, нарисованный великим Милтоном Глейсером. Возможно, не самая яркая работа в плане графики, но однозначно, очень позитивная, идейно обоснованная и сильная работа, в эмоциональном плане.

I Love New York. Логотип Нью Йорка

Гонконг

По сути, Гонконг — это город. Символика Гонконга, разработанная Landor — один из самых ярких примеров хорошего брендинга территорий.

Символика Гонконга

Прага

Логотип Праги также, на мой взгляд, один из лучших примеров брендинга мегаполиса. Лаконично, но наполнено глубоким смыслом.

Символика Праги

Мельбурн

Из наиболее ярких работ по брендингу городов, за последнее время, можно выделить символику Мельбурна.

Символика Мельбурна

Сидней

Многие австралийские города, в этом плане, отличаются наличием «хорошего вкуса».

Символика Сиднея

Бернли

Очень интересная и «продвинутая» символика Бéрнли — маленького английского городка, с менее чем ста тысячами населения. Представьте что такой логотип, например, у Белой Церкви, или Белгород-Днестровска. Нереально?.. Нереально круто. ))

Символика Бернли

Белфаст

Создатели символики для Белфаста не стали придумывать велосипед, а сдрали идею у Нью Йорка. Но всё равно — очень здорово.

Символика Белфаста

Провиденс

Просто, но со вкусом (Пермь отдыхает).

Символика Провиденса

Украинские города

Из украинских городов можно выделить символику Львова, Днепропетровска и Чернигова. Всё остальное — не интересно.

Символика Львова
Символика Днепропнтровска
Символика Чернигова

Автор: человек, который любит Киев