Бюро графического дизайна «Скона»

вернуться на главную

написать письмо

паспорт сайта

Как рисуются логотипы и знаки — легко

Цитата из разговора с заказчиком:
— Хорошо, а сколько по времени займёт разработка логотипа?
— В среднем, на разработку символики уходит от двух до четырёх недель.
— У-у-у... А что так долго?

Как правило, подавляющее большинство людей, не связанных с дизайном, очень слабо представляет себе процесс разработки символики — его трудоёмкость и затраты по времени. В их понимании работа по созданию логотипа и знака выглядит примерно следующим образом: дизайнер услышал название — сел за компьютер, подобрал готовый шрифт (который покрасивее) — логотип готов. Нарисовал картинку — знак есть. Поставил знак рядом с логотипом — символика готова. Ну и, естественно, по времени это должно занимать примерно столько же, сколько у вас ушло на прочтение этого абзаца.

«Национальное Кредитное Бюро» — российская компания, предоставляющая услуги по доступу и мониторингу информации, об обслуживании заёмщиками кредитных обязательств.

Как вы уже, наверное, догадались — всё не так просто. И алгоритм работы более сложный, и по времени это далеко не «пять минут». Предлагаю вам, сейчас, в этой статье, на примере конкретной работы по редизайну старой символики «Нацинального Кредитного Бюро», проследить весь процесс разработки логотипа и знака.

Итак, давайте представим ситуацию, что мы уже утрясли с заказчиком все организационные и финансовые вопросы. Осталось дело за малым — выполнить саму работу. Нарисовать новый логотип и знак.

Для удобства, разобьём всю работу на отдельные этапы.

1. Техническое задание на разработку символики

Любая серьёзная работа начинается с заполнения технического задания или брифа.

Шаг первый. Заказчик получает шаблон брифа на разработку логотипа и знака, который он должен заполнить. Это очень ответственный момент, так как от информации в брифе, зависит что и как будет рисовать дизайнер. Чeм подробней и чётче будет написано что заказчик хочет видеть в новой символике, тем больше шансов что конечный результат будет соответствовать его ожиданиям.

Ждём некоторое время (обычно написание ТЗ занимает от одного до трёх рабочих дней) и получаем от заказчика заполненный бриф. Изучаем. Задаём вопросы по непонятным моментам.

2. Погружение в «среду»

Следующий шаг — вникание в специфику бизнеса заказчика. На этом этапе перелопачиваем массу материалов, полученных как от самого заказчика, так и найденных самостоятельно. Изучаем историю отрасли, тенденции развития. Пристально и под микроскопом расматриваем существующих и потенциальных конкурентов.

В среднем, процесс получения и обработки информации занимает примерно 2–3 дня.

3. Придумывание идеи и рисование драфтов

Драфт [Draft] — черновой набросок концепции дизайна (логотипа и знака).

После того как мы узнали всё (или почти всё) о бизнесе заказчика, садимся и думаем над идеей будущей символики. Под рукой обязательно находится обычная тетрадка и карандаш, что бы иметь возможность делать наброски и сразу оценивать привлекательность или техническую возможность графической реализации идей.

Пару листов с драфтами

Работа над идеями для будущей символики начинается ещё на втором этапе. Главное, не хвататься сразу за карандаш или мышку — нужно дать идёям время «выстояться».

Драфты рисуются как на логотип так и на знак. Обычно прорабатывается более десятка идей и нужно почёркать 3–5 листов до того момента, как вырисуется вариант, который можно пустить в дальнейшую разработку.

Наброски занимают от одного дня до недели.

4. Прорисовка варианта

Пришло время использовать компьютер. Открываем Иллюстратор и на основе драфтов начинаем рисовать.

Вся графика строится по сетке и направляющим, с соблюдением пропорций и определённой логики стиля построения графем.

Сперва логотип. Английскую версию, так как буквы латинского алфавита более «правильные» по сравнению с кириллицей. Начинаем с простых, по построению, графем: i и l.

Строим более сложную n. На её базе делаем графемы r и t.

Даллее берёмся за графему o. На её базе строим графему u.

Графема буквы о легко превращается в b и d. С e и c приходится посидеть дольше, но в итоге они тоже готовы.

Графéма — единица письменной речи.

Приступаем к последней, самой сложной графеме — а. Долго мучаемся, перерисовываем, но в конце концов получаем удовлетворительный результат. Конечно, она ещё кривовата (как и остальные буквы), но доводкой будем заниматься после того, как заказчик утвердит вариант.

Составляем из нарисованных букв название...

…ровняем кернинг (межбуквенные интервалы)…

...и получаем законченный логотип.

Следующий шаг — отрисовка знака. Стряхиваем пыль с листочков с драфтами, опять открываем Иллюстратор и приступаем к рисованию. Долго мучаемся, но с четвёртой попытки добиваемся нужного нам результата.

Совмещаем знак и логотип в фирменный блок. Берём в руки веер с Пантонами и подбираем цвет.

Собираем презентацию новой символики. Отправляем заказчику и ждём ответ, а в это время отдыхаем и получаем удовлетворение от проделанный, за три дня, работы.

5. Доработка выбранного варианта

Через три дня приходит ответ. Открываем письмо и читаем... Новая символика в целом нравится, но просят показать как будет выглядеть логотип кириллицей. И ещё пару замечаний: не совсем нравится цвет и не нравится обрезанный хвост в букве е.

В письме также присутствует просьба показать как будет выглядеть символика без наклона... Плохо. Мы то знаем, так как такой вариант рассматривался ещё на этапе драфтов. Но что бы не быть голословным, сделаем и покажем этот вариант тоже. :)

Ок. Принимаемся за работу. Прежде всего (так как предварительно символика принята), доводим до совершенства все буквы в англоязычном варианте логотипа. Затем садимся за русскоязычный вариант. С ним приходится помучиться, но через некоторое время добиваемся того, что визуально кириллический вариант выглядит не хуже чем логотип латиницей.

Но, в русскоязычном варианте вылезла прогнозируемая проблема — из-за количества букв, логотип кириллицей значительно длиннее латинского варианта. Решаем проблему: делим название на две логические части и даём в две строки. Находим новое оптимальное расположение знака относительно логотипа.

Дорабатываем «хвосты». Удлиняем концевой элемент в графемах: ед и б.

Пришло время заняться цветом. Опять берём пантонный веер и занимаемся подбором. На этот раз мы подбираем не один, а несколько оттенков цвета, давая возможность заказчику выбрать именно тот оттенок, который его больше всего устраивает.

На доработки ушло ещё три дня. Собираем все материалы — оформляем презентацию и отправляем заказчику. Ждём ответ.

6. Финальная доработка выбранного варианта

Получаем ответ. Русскоязычный вариант нравится. Цвет выбран. Вариант фирменного блока с логотипом в две строки, одобрен. Озвучена просьба попробовать сделать концевые элементы в графемах: ед и б ещё длиннее (мы уже знаем, что будет плохо, но это нужно показать на конкретном примере, а не объяснять заказчику на пальцах). И попробовать сделать верхние концевые элементы в графемах с и а более прямыми, по аналогии с нижним концевым элементом в графеме е.

Красим символику в выбранный цвет, оставляем только утверждённый вариант фирменного блока и делаем три версии логотипа: с обрубленными, нормальными и длинными хвостами в графемах: ед и б. Делаем варианты графем с и а.

Плюс ещё один день. Отправляем на рассмотрение. Ждём ответ.

7. Финальное утверждение и сдача проекта

Вскоре получаем письмо. Утверждён вариант графем со средней длинной концевых элементов, а также с прямыми элементами в графемах с и а. Удаляем все промежуточные файлы. Делаем варианты логотипа в виде аббревиатуры. Собираем презентацию на финальное утверждение. Отправляем заказчику.

Версии фирменного блока с логотипом кириллицей и латиницей, в виде полного названия и в виде аббревиатуры

Получаем подтверждение что всё правильно, в виде второй части оплаты. Сохраняем исходники и пересылаем заказчику.

Работа закончена.

P.S. А по времени всё заняло чуть больше месяца.