Бюро графического дизайна «Скона»

вернуться на главную

написать письмо

паспорт сайта

Легендарный Фотошоп — история в сплэшскринах

Сегодня мы просто поговорим о хорошем, точнее, попробуем проследить историю развития одного графического пакета, а именно — историю жизни Adobe Photoshop, в сплэшскринах (splash screen — заставка при загрузке программы).

Наверное, в мире нет ни одного графического дизайнера который бы не знал название компании Adobe и ни разу не слышал о их, без преувеличения, легендарном пакете Photoshop. На сегодняшний день Фотошоп, де-факто, является стандартом графического редактора для работы с растровой графикой и флагманом среди аналогичных графических пакетов. Можно смело утверждать, что львиная часть растровых изображений, которые создаются или редактируются на компьютере (для дальнейшего профессионального использования), создаются именно с использованием Adobe Photoshop.

Саму историю легендарной программы пересказывать нет смысла — это сделали до меня более компетентные в этом вопросе люди, а вот рассмотреть историю развития программы в сплешскринах, думаю, будет интересно.

Display & Adobe Photoshop v0.87

Все же без краткой предистории не обойтись.
Началось всё в далёком 1987 году. Тогда Томас Кнолл (Thomas Knoll) работал над программой, которая предназначалась для отображения графики в градациях серого, на черно-белых мониторах. Программа называлась по простому — Display.

Программу увидел брат Томаса, Джон Кнолл (John Knoll), который работал в компании, создававшей спецэффекты для знаменитой Lucas Arts. И именно в это время (о, воля случая) Джону понадобилась программа, для обработки цифровых изображений. Братья вместе взялись за Display и начали работать над её совершенствованием. Работа продвигалась успешно и Джон предложил своему брату сделать из программы коммерческий продукт. Решено было поменять название программы на более благозвучное и, с легкой руки, оставшегося неизвестным, человека, программа начала называться Photoshop.

Джон, будучи больше менеджером, нежели программистом, активно искал инвестора для их детища. И таки нашёл. Компания Barneyscan согласилась выпускать Photoshop в качестве бесплатного приложения к своим сканерам и около двухсот копий Photoshop 0.87 было продано вместе со сканерами. Это был первый прорыв, а уже в сентябре 1988 Adobe выкупила у братьев Кнолл права на распространение их программы. И те, в срочном порядке, принялись разрабатывать коммерческую версию.

Adobe Photoshop v1.0

Версия: 1.0
Кодовое имя: нет
Платформа: Mac OS
Дата релиза: февраль 1990
Существенные нововведения: нет

Adobe Photoshop v2.0

Версия: 2.0
Кодовое имя: Fast Eddy
Платформа: Mac OS
Дата релиза: июнь 1991
Существенные нововведения: Paths

Здесь и далее по тексту, комментарии Михаила Разгуляева и мои, относительно каждой версии программы.

Михаил Разгуляев
Начинал с него. Причем особенно вдохновляло то, что это был официально купленный Photoshop — большая редкость по тем временам (1994 год, РА «Бегемот», Москва). Освоение прошло на редкость гладко, видимо потому, что одновременно осваивались Photoshop 2.5, Illustrator 5.0 и QuarkXPress 3.1. Комплексный подход — вообще великое дело.

Среди возможностей, сходу завоевавших ум и сердце, особняком стоят Calculate, Path и Stamp. Первая — тем, что для технаря по образованию этот способ оказался простым и понятным интуитивно, а творить при умелом подходе позволял просто-таки чудеса. Вторая — это было чудо без всяких посторонних примесей, а третья — у неподготовленного человека вызывала ощущение близкое к оргазму и подозрение, что его разыгрывают, если демонстрировали оригинал и обработанный результат без демонстрации процесса обработки. Но просто восхищение я испытывал от скорости работы — 20–30 мегабайтный CMYK-файл открывался на глазах — всего за 15–20 секунд и таскался по экрану «лапой» при максимальном увеличении без каких-либо видимых задержек. Теперь это смешно — но тогда нам было не до смеха — надо отметить, что еще свежи были воспоминания об Aldus PhotoStyler, с которым я познакомился раньше, на PC. А если в шину NuBus Мака воткнуть карту Rocket, то скорость работы (в основном, фильтров Gaussian Blur, Unsharp Mask и т. д.) становилась просто фантастической. Кстати, все это, вместе с системой, крутилось на 128 Мб оперативной памяти...

Помню, что, при всей прелести Calculate, мы постоянно искали какие-то более, как бы это сказать... «визуальные» способы создания коллажей (напомню, что в этой версии Photoshop о Layers приходилось только мечтать). И такой способ был найден. В руки нам попала программа Specular Collage. Все, что она умела делать — это втягивать в себя подготовленные в Photoshop файлы с альфа каналами (кстати, тоже крайне приятная вещь) и делать из них коллажи — то есть то, что сейчас делается не выходя из него, но, самое главное, она показывала прозрачность. С выходом Photoshop третьей версии, Collage тихо мирно скончался. Вполне возможно, что он был просто куплен Adobe и интегрирован в Photoshop 3. Точно не знаю.

Среди прочих приятных моментов отмечу умение работать в CMYK (хоть и не полностью — такие фильтры, как Adobe Gallery Effects, продававшиеся, кстати, отдельно и не входившие в стандартную поставку Photoshop, работали только в RGB) и реальную возможность откалибровать монитор, сам Photoshop и увидеть, наконец, на экране именно то, что собираешься получить в печати. Именно к тем временам (конец 1992 — начало 1993 года) относится появление на платформе Macintosh технологии ColorSync (система управления цветом от Apple) — пока еще несовершенной, но уже вполне рабочей. Ни о чем подобном на PC тогда даже не мечтали — это была эпоха Corel 5 release D, первого достаточно стабильного релиза, в котором долгое время рекомендовали сдавать рекламу в очень крутое издание «ЭкстраМ». Ради справедливости надо сказать, что ColorSync 1 был только заявкой на прорыв, реальным прорывом стал ColorSync 2, родившийся от брака Apple и Linotype. Кстати, «настоящие пацаны» в те времена для цветоделения пользовались пакетом LinoColor (bundle в поставке сканеров), так как полноценная поддержка ColorSync появилась только в Photoshop 5, а CIE-Lab стал внутренним форматом при обработке цвета только в четвёртой версии.

В общем, при всех реально существующих минусах, мы воспринимали Photoshop 2.5 как один сплошной плюс.

Adobe Photoshop v3.0

Версия: 3.0
Кодовое имя: Tiger Mountain (Mac OS)
Платформа: Mac OS, Windows, IRIX
Дата релиза: сентябрь 1994 (Mac OS), ноябрь 1994 (Windows, IRIX)
Существенные нововведения: Tabbed palettes, Layers

Михаил Разгуляев
Не ошибусь, если охарактеризую его появление одним словом — Layers!
Это, конечно, был прорыв. Специально не читаю, что пишут по этому поводу другие комментаторы, но уверен, что они отметят то же самое.

Вообще-то странно, что парадигма слоев, знакомая лично мне, да и не только мне еще с AutoCAD и PCAD, была реализована Adobe только в третьей версии Photoshop, хотя в Illustrator слои были уже давно. Но — вот, наконец, и в Фотошопе стало нам счастье! Отлично помню свои ощущения от первого знакомства с третьей версией — ага! Ну наконец! Вот они — Слои! Стоп! А где же multiply undo?! Опять нету?!

Среди людей, занимающихся чем-то более или менее профессионально, почти всегда бытуют «внутрицеховые» байки. У нас тоже было что-то вроде «примет» — например, что фирмам-производителям особенно удаются нечетные версии программ, а четные чаще всего бывают кривыми и глючными, в общем, недоработанными. Adobe полностью подтвердила это правило в линейке Adobe Illustrator 3–12 и почти — в линейке Adobe Photoshop 2–9 (CS2). Правда, ID 4 слегка выбился из этого ряда — он оказался гораздо лучше третьей версии.

Все же это было здорово — забыть, наконец, о Calculate (при всей его мощи) и контролировать всё визуально. Честно говоря, уже не помню, было ли реализовано рисование с методами наложения раньше, но пользоваться я им стал только с появлением Photoshop 3. И это тоже было здорово, как и маски слоев, на которых можно было творить чудеса, добиваясь естественной фотореалистичной границы обтравки объекта. При этом даже не очень раздражал тот факт, что файловый формат Photoshop (с учетом прозрачности) не поддерживался никем из производителей верстального софта (строго говоря, кажется, уже тогда существовал Quark Extension, позволяющий импортировать фотошоповские файлы в публикацию, но он так тормозил, что работать было просто невозможно, да и гарантию «выводимости» никто дать не мог, поэтому и не прижилась эта потенциально полезная вещь). Зато теперь не приходилось просчитывать какую-нибудь рекламную полосу на двадцать ходов вперед и не материться, когда клиент просит подвинуть «вот эту штуку в коллаже чуть-чуть правее»...

Adobe Photoshop v4.0

Версия: 4.0
Кодовое имя: Big Electric Cat
Платформа: Mac OS, Windows
Дата релиза: ноябрь 1996
Существенные нововведения: Adjustment layers, Editable type

Михаил Разгуляев
Эта версия не произвела того впечатления, на которое, наверное, рассчитывали создатели. Но одним она запомнилась надолго. А именно — в ней была доведена до полностью законченного вида система работы с цветом. ColorSync 2 был к тому времени доведён до ума и Photoshop постарался не отстать. До сих пор в Color Settings существует «пресет» с именем Emulate Photoshop 4. Очень долгое время после выхода следующих версий мои друзья, работающие с цветом профессионально, продолжали сидеть на четвёрной версии именно потому, что там с цветом было всё как надо. Ну и Free Transform... В сочетании со слоями — это был термоядерный ураган. Все же остальные нововведения казались не такими уж и нужными — Editable Type, по моему личному мнению, не был нужен в Photoshop тогда, не нужен он и поныне. Он только провоцирует новичков верстать прямо в Photoshop, что нездóрово. Да, Adjustment Layers штука полезная и удобная, но за несколько лет я привык обходиться и без неё — сапог в бою надёжнее.

Примерно к этому же времени относится наше короткое увлечение LivePicture. На тот момент это был волшебный продукт. Его проблема заключалась в совершенно не интуитивном интерфейсе, зато отдельные персонажи, продравшиеся сквозь частокол неочевидных команд, ухитрялись делать в ней просто сумасшедшие вещи. Например, мой знакомый рассказывал, как с помощью функции Silhouetting он за один день обтравил то ли 150 (то ли 250) слайдов (в общем, очень много) с волосами, дисфокусами и прочими прелестями. Кроме того, в LivePicture шикарно получалась работа с большими форматами — собственно, именно для этого она и создавалась. Но — маркетинг Adobe и зубодробительный интерфейс LivePicture не оставили ей никаких шансов.

Николай Колесник
Я начинал своё знакомство с программой именно с этой версии. Когда встал вопрос об изучении программы для редактирования растровой графики (тогда, конечно, я толком и не понимал чем растр отличается от вектора), мне посоветовали две программы — Adobe Photoshop и Corel PhotoPaint. Поначалу пробовал и ту и другую, но постепенно пришёл к тому, что Фотошоп удобней надёжней и быстрей. В активной конкуренции, лично для меня, Фотошоп стал неоспоримым лидером среди редакторов растровой графики (что, впрочем, верно и по сей день).

По причине своей «зелёности» в этой сфере на тот момент и незнания предыдущих версий программы, мне трудно делать какие то комментарии. Но точно помню что я был в шоке от того, что можно делать с изображениями. Помнится, первым моим «шедевром», сделанным в Фтошопе, была фотография со свадьбы друга, где я головы жениха и свидетеля поменял местами. :)

Adobe Photoshop v5.0

Версия: 5.0
Кодовое имя: нет
Платформа: Mac OS, Windows
Дата релиза: май 1998
Существенные нововведения: Multiple undo (History palette), Color management

Николай Колесник
На момент выхода пятой версии, у меня уже был небольшой опыт работы с предыдущей версией программы и я мог их сравнивать, оценивая нововведения. Новая версия очень порадовала. Особенно, возможность многоуровневой отмены проделанных действий (History). Мне, тогда ещё не опытному и не могущему предвидеть результат своих телодвижений, эта функция была нужна позарез (в предыдущих версиях имелась возможность отмены только последнего действия). Множество мелких доработок и улучшений также существенно облегчали работу в редакторе. По моему мнению, пятая версия стала существенным шагом в развитии программы.

Adobe Photoshop v5.5

Версия: 5.5
Кодовое имя: Strange Cargo
Платформа: Mac OS, Windows
Дата релиза: февраль 1999
Существенные нововведения: Extract, Vector shapes

Михаил Разгуляев
Эти две версии (5 и 5.5) у меня слились в одну — в воспоминаниях, во всяком случае. Но впечатления остались... м-м-м... комплексные. С одной стороны — History со Snapshot. Большое облегчение. С другой — настройки цвета перелопачены напрочь. Опять учи заново. А Vector Shapes показался недоделанным, каким и был на самом деле. Помню долгие мучения, когда хотелось засунуть в файл какой-нибудь фирменный значок из (вроде пустяки) трёх цветов. Задача порой становилась нетривиальной. Дублирование, уничтожение лишнего, перекрашивание... и никаких гарантий, что по дороге нигде не ошибся. А если в значке присутствовал простейший градиент — тут и вовсе облом, сложности перевешивают выгоду.

Но общее впечатление, тем не менее, осталось приятным (в полном соответствии с уже упомянутой «приметой»), History перевесила всё.

Николай Колесник
Не знаю почему, но версия 5.5 ассоциируется у меня с кардинальными улучшениями в программе, хотя особо ничего нового разработчики в этой версии и не реализовали. Скорее, в 5.5 ребята из Адобе, довели функции до идеала, отладив и оптимизировав их работу. И ещё, скорее всего, 5.5 запомнилась мне по той причине, что я просидел на ней очень длительный период времени. В тот момент казалось, что развитие программы больше не будет — всё что можно было себе представить в растровом графическом редакторе, реализовано и воплощено. Но не тут то было...

Adobe Photoshop v6.0

Версия: 6.0
Кодовое имя: Venus in Furs
Платформа: Mac OS, Windows
Дата релиза: сентябрь 2000
Существенные нововведения: Liquify filter

Михаил Разгуляев
И опять «примета» подтвердилась. Чётная версия не порадовала ничем. То новое, что появилось, лично мне не было нужно совсем, а вот проблем добавилось. В частности — программа стала заметно тормозить. Особенно это касалось растеризации более-менее сложных векторных файлов. Доходило до того, что приходилось запускать чуть ли не третий Шоп, чтобы «растеризнуть» за приемлемое время какой-нибудь файл с текстом и парой плашек (например, баннер размером 4×2 метра). Мучение, одним словом. Папка с программами на диске напоминала кунсткамеру — три Фотошопа, два Иллюстратора и два Кварка. А какими словами ругали разработчиков люди, связанные с цветокоррекцией — и вспоминать неохота. Слава богу, что на тот момент меня эта проблема стала волновать несколько меньше — я постепенно отходил от технических задач и все больше переключался на чисто творческие.

Николай Колесник
Стыдно признаться, но шестая версия «прошла мимо меня». Нет, ну я конечно после релиза установил её и опробовал, но взаимной любви как-то не получилось. Во-первых, мне с лихвой хватало всех тех возможностей, которые давала версия 5.5 (я специализировался на полиграфии, а в шестёрке основные нововведения касались в основном работы с графикой для веба). Во-вторых, меня сильно раздражал новоявленный горизонтальный тулл-бар, отображающий опции выбранного инструмента (привычка — страшное дело). К тому же шестёрка работала существенно медленней, но при этом «жрала» намного больше ресурсов машины. В общем, до появления седьмой версии я продолжал работать в 5.5.

Adobe Photoshop v7.0

Версия: 7.0
Кодовое имя: Liquid Sky
Платформа: Mac OS, Windows
Дата релиза: март 2001
Существенные нововведения: Made text fully vector, Healing brush, New painting engine

Михаил Разгуляев
Седьмая версия оказалась на диво удачной. Сильно портила её только непобежденная тормознутость. Тем не менее — хорошего было больше, чем плохого. Healing Brush вызывал чувства папуаса при виде зажжённой спички. Ну как они это делают, гады?!

Почему-то именно с этой версии я начал особенно активно использовать Adjustment Layers и Layer Effects. Возможно потому, что появились Layer Sets (или они появились еще в шестом? Но не важно, их я тоже стал использовать в Photoshop 7). Несколько напрягала совершенно не интуитивная система работы с сетами — идеологически это были те же группы, но методы работы с ними отличались от методов работы с группой объектов. Я ждал следующей версии.

Николай Колесник
Новая версия программы, для меня была очередным прорывом ребят из Адобе. Масса нововведений и удобств заставили меня примирится с верхним тулл-баром и пересесть на семёрку.

Adobe Photoshop CS

Версия: 8.0
Кодовое имя: Dark Matter
Платформа: Mac OS, Windows
Дата релиза: октябрь 2003
Существенные нововведения: Camera RAW 2.x, Shadow/highlight command, Match colour command, Lens blur filter, Real-time histogram, Detection and refusal to open scanned images of various banknotes

Михаил Разгуляев
И вот она вышла. Тут с приметами вышел облом — версия оказалась просто чудом. По эффекту впечатление, ей произведённое, приблизилось к впечатлению от третьей версии. Во-первых, были, наконец, убраны пресловутые тормоза — и мы полетели! Во-вторых — нельзя рассматривать Photoshop 8 отдельно от остальных продуктов CS. Интеграция с AI и ID давала серьезное преимущество в работе. Ну и список «Что нового» — впечатлял.

Николай Колесник
Новая версия стала ещё более удобней и понятней, но при всех скидках, мне тяжело назвать это «новой версией». Для Photoshop CS скорее бы подошел индекс 7.1 или на худой конец 7.5. Моё мнение: ребята из Адоб довели все что было ранее до совершенства и добавили разные несущественные «удобности», которые, тем не менее, стоят того, чтобы пересесть на CS и пользоваться ими.

Adobe Photoshop CS2

Версия: 9.0
Кодовое имя: Space Monkey
Платформа: Mac OS, Windows
Дата релиза: апрель 2005
Существенные нововведения: Camera RAW 3.x, Smart objects, Image warp, Spot healing brush, Red-eye tool, Lens correction filter, Smart sharpen, Vanishing point, HDRI support

Михаил Разгуляев
О CS2 написано очень много. Лично я проработал в ней достаточно долго, чтобы убедиться — CS2 это хороший шаг вперед. Добавлены те мелочи, которых очень не хватало в CS, работать стало удобнее, время экономится, а время — деньги.

Наконец-то появились Smart Objects — как мне их не хватало! Почти так же, как Warp (кто помнит — был такой фильтр Andromeda 3D, еще для третьего Фотошопа, так вот он делал примерно то же самое, но гораздо менее интуитивно и понятно). Но Warp — по большому счёту баловство, чего нельзя сказать о групповом редактировании слоёв и новой системе их группировки. Теперь это не функционально кастрированные сеты, а полноценные группы объектов, со всеми атрибутами, присущими группам — вложённостью, групповой обработкой и прочим. Spot Healing Brush также вызывает активное слюноотделение и вопрос — блин, ну как же они это делают?!

Напоследок отмечу, что некоторые новые функции вызвали у меня некоторое недоумение — такие, как Vanishing Point, Red-Eye Сorrection и частично некоторые другие. О чем это я? А о том, что идеологически подобные функции характерны скорее для домашнего непрофессионального применения, чем для пакета, позиционируемого как профессиональный. По мне — лучше бы то время, что затрачено на разработку этих примочек, пошло на дополнительную оптимизацию и увеличение скорости работы.

Тем не менее общее впечатление от пакета — очень хорошее.

Николай Колесник
CS2 несомненно порадовал. Из анонсированных нововведений особо понравились Smart Objects, Warp и Lens Correction Filter. Очень понравилась возможность редактировать сразу несколько объектов в разных слоях. Это то, чего действительно нехватало. Но насчёт таких инструментов как, например, Red-Eye Сorrection, полностью соглашусь с мнением Михаила — детский сад. Скорее всего, здесь сработала денежная составляющая. Сделать настолько просто, что бы даже среднестатестическая домохазяйка смогла купить использовать наш продукт. Погоня за массовым покупателем и, соответственно, большей прибылью.

Adobe Photoshop CS3

Версия: 10.0
Кодовое имя: Red Pill
Платформа: Universal Mac OS, Windows
Дата релиза: апрель 2007
Существенные нововведения: Revised user interface, Feature additions to Adobe Camera RAW, Quick select tool, Alterations to curves, Vanishing point, Channel Mixer, Brightness and contrast, and the print dialog, Black-and-white conversion adjustment, Auto align and auto blend, Smart (non-destructive) filters, Mobile device graphic optimization, Improvements to cloning and healing, More complete 32 bit/HDR support, Faster launching

Николай Колесник
Именно в этой версии Фотошопа я работаю на сегодняшний день. Если сравнивать переход с CS2 на CS3, с транзитной пересадкой в аэропорту, то можно сказать, что я пересел с Боинга 747, на Боинг... 747, только более новый. Хотя в CS3 довольно много нововведений, но, фактически, они либо исправления/улучшения того что уже было, либо «приятные штучки, которыми редко пользуешься».

Adobe Photoshop CS4

Версия: 11.0
Кодовое имя: Stonehenge
Платформа: Universal Mac OS, Windows
Дата релиза: сентябрь 2008
Существенные нововведения: Smoother panning and zooming and fluid canvas rotation, OpenGL display acceleration in Photoshop, Native support for 64-bit on Windows Vista x64, Adjustments panel, Auto-blending of images, Masks panel, Improved Adobe Photoshop Lightroom workflow, Content-aware scaling, Better raw image processing, Extended depth of field, Dramatically enhanced color correction, Auto-alignment of layers, New file display options (tabbed document display and n-up views), New file management and workspaces with Adobe Bridge CS4

Николай Колесник
Так как до сих пор сижу на CS3 (старый друг лучше новых двух), то о CS4 много сказать не смогу. Моё знакомство с этой версией заключалось в недолгом тестировании бета-версии.

10 years of Photoshop by Jeff Schewe

Что сразу бросилось в глаза — немного изменённый интерфейс. Панель заголовка исчезла, вместо неё теперь панель быстрого доступа. Естественно, настраиваимая. Появилась палитра Masks для работы с масками и палитра Adjustments — быстрый доступ ко всем инструментам по коррекции цвета и тона. В CS4 уже встроен RAW 5, что очень порадовало, так как CS3 наотрез отказывается открывать «свежеиспечённые» файлы с камер и приходится пользоваться промежуточным звеном в виде Capture One.

Автор: Николай Колесник
Огромное спасибо:
Майку Гомоле (за скриншоты ранних версий программы)
Михаилу Разгуляеву (за коментарии)