Бюро графического дизайна «Скона»

вернуться на главную

написать письмо

паспорт сайта

Фредерик Бегбедер — десять заповедей креатора

99 Франков

Фредерик Бегбедер не один год проработал в рекламном бизнесе и после того, как в 2000 году его уволили с очередного агентства, он опубликовал книгу в которой высмеивает рекламный бизнес. Высмеивает в самой жёсткой и острой форме. Можно сказать, что вся книга — откровенный стёб над миром рекламного бизнеса и бесцельной жизнью богатых людей. Марк Маронье — главный герой книги (собственно это и есть сам Фредерик Бегбедер), работает в рекламном бизнесе и делает рекламу, которую сам же потом не воспринимает и критикует. Бесцельная жизнь, полная бесцельных поступков, наркотиков и ненависти.

Книга в жёсткой форме открывает всю подноготную рекламного бизнеса и показывает, насколько прогнил этот мир, в котором все врут и призирают друг друга. Мир, в котором так бездумно растрачивается положительные человеческие качества.

Добавлю, что в 2000 году во Франции, книга стала бестселлером и абсолютным лидером продаж. И настоятельно рекомендую её прочитать. Ну а здесь я хочу представить вашему вниманию, небольшой отрывок из книги, под названием «Десять заповедей креатора». Как говорил сам Бегбедер: «Чушь полная. Но как ни странно — эти правила работают».

Десять заповедей креатора

1. Опытный креатор обращается не к потребителям, а к двум десяткам людей в Париже, которые могут нанять его на работу (КД двадцати лучших рекламных агентств). Получить премию в Канне или в клубе АД куда важнее, чем помочь клиенту завоевать новый сегмент рынка.

2. Первая идея — самая удачная, но нужно выждать недельки три перед тем, как представить её заказчику.

3. Реклама — единственное ремесло, где работнику платят за то, чтобы он работал хуже. Если ты представил гениальный проект, а рекламодатель хочет его угробить, подумай, прежде всего, о своей зарплате, сляпай под диктовку клиента, на скорую руку (секунд за тридцать) какое-нибудь дерьмо послаще и смело отбывай на неделю в Майами или Кейптаун — снимать ролик.

4. Всегда являйся на собрания позже назначенного времени. Пунктуальный креатор не внушает доверия. Войдя в зал, где тебя ждут уже три четверти часа, не извиняйся, а просто небрежно брось: «Привет, у меня есть для вас ровно три минуты». Или же процитируй Ролана Барта: «Мы продаем не мечту, а смысл» (другой вариант, из Раймона Леви, правда, не такой шикарный: «Уродство трудно продать»). Тогда клиенты сочтут, что ты стоишь их денег. Никогда не забывай, что рекламодатели обращаются в агентства потому, что сами не способны выдавать идеи, страдают от комплекса неполноценности и втайне злобствуют. Поэтому креаторы должны их презирать: брэнд-менеджеры — все до одного — завистливые мазохисты. Они платят нам за то, чтобы мы их унижали.

5. Если проект у тебя не готов, нужно выступать последним и при этом нагло повторять всё уже сказанное другими. На всяком собрании прав тот, кто произнес заключительное слово. Никогда не забывай, что главная цель собрания — подставить другим ножку.

6. Разница между работником высшего и низшего звена состоит в том, что первый получает больше, а работает меньше. Чем больше ты заколачиваешь, тем внимательнее тебя слушают и тем меньше ты говоришь. В нашей профессии важные шишки должны помалкивать, ибо, чем реже ты открываешь рот, тем гениальнее кажешься.
Отсюда вывод: чтобы продать идею КД (креативному директору), креатор должен систематически внушать ему, что это он, КД, её и родил. Для чего следует начинать представление фразами типа: «Я долго обдумывал то, что ты вчера сказал мне...», или: «Я вернулся к той идее, что ты недавно высказал...», или: «Я решил идти тем путём, который ты тут наметил...», тогда как слепому ясно, что КД ничего не говорил вчера, не высказывал никаких идей ни недавно, ни давно и, уж конечно, не намечал никаких путей.

6. (bis) Другое средство распознать младшего и старшего по службе: младший отпускает удачные остроты, над которыми никто не смеётся, старший же выдавливает из себя унылые шутки, вызывающие бурный восторг слушателей.

7. Культивируй абсентеизм, приходи на работу не раньше полудня, никогда не отвечай на приветствия коллег, трать на обед не меньше трёх часов, не подходи к телефону. На любые упреки по этому поводу тверди одно: «У креатора нет расписания, у него есть только сроки».

8. Никогда ни у кого не спрашивай мнения по поводу ведущейся кампании. Интересуясь чужим мнением, ты всегда рискуешь его услышать. А услышав, ты, вполне возможно, должен будешь с ним считаться.

9. Каждый делает работу вышестоящего начальства. Стажёр делает работу концептуалиста, который делает работу креативного директора, который делает работу президента агентства. Чем выше сидишь, тем меньше вкалываешь (см. заповедь №6). Жак Сегела лет двадцать безбедно прожил на дивиденды от «Спокойной Силы» — лозунга, сочиненного Леоном Блюмом и выкопанного двумя креаторами его агентства, которых никто знать не знает. Филипп Мишель прославился в народе рекламой «Завтра я сниму верх, завтра я сниму низ», придуманной его подчинённым Пьером Бервилем. Сплавь свое задание стажеру: в случае успеха ты присвоишь себе все лавры, в случае провала выгонят его, а не тебя. Стажёры — это современные рабы: им не платят, на них ездят как хотят, их можно в любой момент вышвырнуть вон, они разносят кофе и бегают к факсу — в общем, одноразовые существа, совсем как бритвенные станочки Bic.

10. Когда твой собрат креатор демонстрирует тебе удачный слоган, главное — не выдать своего восхищения. Напротив, скажи, что идейка дохлая, неходовая, или что она «с бородой», сто лет в обед, или что он скачал её со старой английской рекламы. Зато, если он принесет тебе и впрямь дерьмовый титр, рассыпься в похвалах и притворись, будто сгораешь от зависти.

Полезная информация
Фредерик Бегбедер родился 21 сентября 1965 года в Нейн-сюр-Сен под Парижем. Его мать, Кристин де Шатенье, занимается переводом «дамских романов» (в частности, произведений Барбары Картленд), а отец — профессиональный «охотник за головами».
В 24 года Бегбедер получил диплом по «политическим наукам», а затем десять лет проработал в сфере рекламного бизнеса, где стал автором ряда рекламных концепций, потом сотрудничал с различными СМИ. Кроме того, он выступил основателем литературной премии, которой удостоились, в частности, книги Мишеля Уэльбека и Виржини Депант, и даже отметился в кинематографе — снялся в порнографическом фильме «Дочь лодочника» (с участием звезды жанра Эстель Дезанж).
Заслуженную славу одного из самых интересных современных французских писателей Фредерику Бегбедеру принесли романы «Воспоминания не образумившегося молодого человека» (1990), «Каникулы в коме» (1995), «Любовь живет три года» (1997), «Рассказики под экстази» (1999).
«99 франков» (2000) — роман, ставший лидером книжных продаж 2000 года во Франции.

Полуофициальный сайт писателя
Неофициальный сайт писателя

Автор: Николай Колесник